Андронов Анатолий Васильевич

Герой России
Андронов Анатолий Васильевич – начальник лётно-испытательного

управления Военно-Воздушных Сил Российской Федерации,

полковник.Анатолий Васильевич Андронов родился 13

марта 1951 года в городе Щёлково Московской области. Русский.

Из семьи офицера, полковника, участника Великой Отечественной

войны. Окончил среднюю школу в Щёлково.В Советской

Армии с 1968 года. В 1972 окончил Балашовское высшее военное

авиационное училище лётчиков. Направлен по распределению в

отдельный авиационный полк обеспечения Центра подготовки

лётчиков-испытателей в г.Ахтубинске Астраханской области, где

служил до 1979 года. В 1980 окончил Центр подготовки

лётчиков-испытателей ВВС (Ахтубинск), а в 1981 году – заочно

окончил Московский авиационный институт имени

С.Орджоникидзе.С 1980 года – на лётно-испытательной

работе в Государственном Краснознамённом научно-испытательном

институте ВВС. Впоследствии служил в лётно-испытательном

управлении ВВС, стал его начальником. Мастер испытаний

тяжелой авиационной техники, прежде всего –

военно-транспортных самолётов. Производил государственные

испытания 5-ти типов самолётов, в том числе Ан-124 «Руслан»,

Ан-224 «Мрия» (крупнейший транспортный самолёт в мире),

воздушный госпиталь на базе Ил-76МД «Скальпель».За

период лётно-испытательной работы совершил 1478 испытательных

полётов, освоил свыше 40 типов самолётов и вертолётов, в том

числе различные военные и специальные модификации Ил-76,

Ил-86, вертолёты Ми-8ТД и Ка-50.Особенно много

страниц биографии А.Андронова связано с одним из лучших

военно-транспортных самолётов мира Ан-124 «Руслан», На нём он

установил 7 мировых и 10 всесоюзных авиационных рекордов. В

декабре 1990 года произвёл на Ан-124 кругосветный перелёт по

меридиану через Северный и Южный полюса Земли за 72 часа 26

минут. В условиях фактически начавшегося распада СССР этот

уникальный полёт остался практически незамеченным в родной

стране, но в мире получил широкий резонанс.В начале

1990-х годов совершил на Ан-124 шесть полётов в Заполярье,

производя посадки на грунтовый аэродром Теннеле, имеющего

грунтовую взлётно-посадочную полосу длиной в 1600 метров (для

взлёта Ан-124 необходима бетонная полоса в 3000 метров) для

вывоза запасов оловянного концентрата на Новосибирский

оловокомбинат (вывоз обычно принятым речным способом в тот

год был невозможен из-за паралича речного транспорта в

Сибири). По действиям Андронова в этих полётах была написана

новая методика для пилотов военно-транспортной авиации при

полётах в условиях Арктики и на грунтовые

аэродромы.Участник ряда советских Антарктических

экспедиций. В 1991 году при взлёте в аэропорту Кейптауна

(ЮАР) при взлётном пробеге лопнул масляный трубопровод

перегруженного Ил-76. В таких случаях лётчик обязан

немедленно остановить машину, но этого делать было нельзя

из-за отсутствия достаточной длины полосы. В чрезвычайной

ситуации Андронов сумел поднять в воздух повреждённую машину,

выработал за 3 часа топливо и мастерски посадил на том же

самом аэродроме. Несколько раз летал на советскую

антарктическую станцию «Восток» в центральную часть

Антарктиды, сбрасывая полярникам контейнеры с продуктами и

оборудованием.Есть в биографии полковника Анатолий

Андронова и боевые страницы. В 1980-х годах он неоднократно

командировывался в Афганистан для испытаний авиационной

техники в боевых условиях и выполнения особо сложных заданий

командования, принимал участие в военных операциях.В

1995 – 1997 годах – один из ведущих испытателей

российско-украинского среднего военно-транспортного самолёта

Ил-70. Тогда во время испытательного полёта 24 апреля 1997

года в воздухе произошло отключение автоматических систем

управления самолётом. Совместно с пилотом А.Галуненко

Андронов произвёл посадку с использованием системы

гидродистанционного управления, на которой никто в СССР и в

постсоветских странах никогда не садился. Единственный

экземпляр нового самолёта был спасён.За мужество и

героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной

техники, полковнику Андронову Анатолию Васильевичу указом

Президента Российской Федерации от 16 января 1998 года

присвоено звание Героя российской федерации с вручением медали «Золотая Звезда» (№ 430).
В настоящее время полковник А.В.Андронов – в запасе. Живёт в городе-герое Москве. Продолжает работу в авиационной отрасли.
Полковник, заслуженный военный лётчик РФ, лётчик-испытатель 1-го класса. Награждён советским орденом Красной Звезды, украинским орденом «За мужество» 3-й степени (20.09.1997), медалями.