Антипов Юрий Александрович

Герой Советского Союза
Антипов Юрий Александрович – лётчик-испытатель Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС, полковник.
Родился 21 февраля (6 марта) 1915 года (по документам – 21 февраля 1915 года) в Москве. Русский. В 1930 году окончил 7 классов школы и школу ФЗУ. Работал слесарем-инструментальщиком на авиазаводе №1. В 1932 году окончил Московскую планерную школу, в 1933 году учился в заводской лётной школе Осоавиахима.
В армии с января 1934 года. В 1934 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков, был оставлен в ней лётчиком-инструктором. С июня 1940 года – лётчик-инспектор ВУЗов Главного Управления ВВС Красной Армии.
Участник Великой Отечественной войны: в июне-июле 1941 – лётчик 402-го истребительного авиационного полка, в августе-сентябре 1941 – заместитель командира авиаэскадрильи 180-го истребительного авиационного полка. Воевал на Северо-Западном и Калининском фронтах. Участвовал в оборонительных боях на калининском направлении и битве за Москву. 23 сентября 1941 года в воздушном бою был ранен в голову и руки, отправлен в госпиталь. Всего совершил 181 боевой вылет на истребителе МиГ-3, провёл 16 воздушных боёв, в которых в составе группы сбил 2 самолёта (по другим данным – лично 2 и в составе группы 5 самолётов) противника.
С января 1942 года – командир авиаэскадрильи 27-го запасного авиационного полка (город Вологда). Проводил переучивание лётчиков на английские истребители «Киттихаук», «Томагаук» и «Харрикейн». В 1943 окончил курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-воздушной академии (Монино).
В 1943-1964 – лётчик-испытатель Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС (ГК НИИ ВВС). В 1950-1961 годах был заместителем начальника 1-го Управления ГК НИИ ВВС по лётной части, а в 1961-1964 годах – заместителем начальника 4-го Управления ГК НИИ ВВС по лётной части. Провёл государственные испытания трофейных истребителей Me-109G-2 (1943 год), FW-190A-4 (1943 год), FW-190A-5 (1943 год), FW-190A-8 (1944 год) и FW-190D-9 (1945 год), а также отечественных истребителей: поршневых – И-231 (1944 год), Як-3 с мотором ВК-107А (1944 год), Як-9Б (1944 год), Як-9ДД (1944 год), цельнометаллического Як-3 (1945 год) и Як-9П (1946 год), реактивных – МиГ-9 (1947 год), МиГ-15 (1948 год), И-320 (Р-1) (1949 год) и И-320 (Р-2) (1950 год). Участвовал в государственных испытаниях самолётов Як-1М, Р-63 «Кингкобра», МиГ-15бис, МиГ-17, Ил-14П, Ил-46, Ил-10М, СМ-2, Як-25Р, МиГ-19, Як-200, Ил-40, МиГ-19С, СМ-12, Як-30, L-29 и других. В августе 1956 года катапультировался из сверхзвукового истребителя МиГ-19С, не выходящего из штопора.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 сентября 1957 года полковнику Антипову Юрию Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С июля 1964 года полковник Ю.А.Антипов – в запасе. Работал инженером-испытателем авиационных тренажёров и преподавателем в Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина, сотрудником Музея ВВС в Монино (до 1992 года).
Жил в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково) Московской области. Умер 4 июня 1997 года. Похоронен на кладбище деревни Леониха Щёлковского района.
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (7.10.1959), полковник (1950). Награждён 3 орденами Ленина (24.02.1947; 22.02.1955; 9.09.1957), 4 орденами Красного Знамени (30.11.1941; 5.02.1947; 31.07.1948; 26.10.1955), орденами Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (1.07.1944) степеней, Красной Звезды (20.06.1949), медалями.
В посёлке Чкаловский, на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.