Елисеев Владимир Степанович

Герой России
Елисеев Владимир Степанович - в годы Великой Отечественной войны командир истребительной авиационной эскадрильи 67-го гвардейского истребительного авиационного полка, полковник авиации в отставке.
Родился 19 июля 1923 года в деревне Лукино ныне Старожиловского района Рязанской области. Русский. После окончания 9 классов средней школы приехал в Москву, поступил на работу слесарем в Московский авиационный институт, а затем сам стал его студентом. Одновременно успешно занимался в Тушинском аэроклубе.
С апреля 1941 года - в Красной Армии. Окончил Остафьевскую (с 1941 - Вязниковская) военную авиационную школу пилотов в 1942 году. Служил в 22-м запасном авиационном полку в Ивановской области.В действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Воевал на Западном, Юго-Западном, Сталинградском, Северо-Западном, 1-м Белорусском фронтах. Воевал на истребителях "Харрикейн", Р-39 "Аэрокобра", Р-40 "Киттихаук". Весь боевой путь прошел в составе 436-го истребительного авиационного полка, который за доблесть и мужество личного состава в марте 1943 года был удостоен гвардейского знамени и стал именоваться 67-м гвардейским ИАП.За неполные три года пребывания на фронте был лётчиком, заместителем командира и командиром истребительной авиационной эскадрильи. Первую победу одержал 22 июня 1942 года: утром повредил немецкий самолет, а во втором боевом вылете в тот день сбил истребитель Bf-109, зашедший в хвост ведущего летчика. При самостоятельном патрулировании станции Чернянка 1 июля 1942 года обнаружил и сбил бомбардировщик He-111. Принимал участие в оборонительных сражениях лета 1942 года севернее Воронежа, где его самолет сбивали дважды. После первой неудачи германские истребители расстреливали спускавшегося на парашюте летчика из пулеметов, но он отделался легким ранением, после приземления отказался от госпиталя и вернулся в строй. Второй раз он выбросился на парашюте над вражеской территорией, и добирался к своим 10 суток по степи. Участвовал в Сталинградской битве, Демянской наступательной операции, в Курской битве (там сбил 2 вражеских самолета), Белорусской, Висло-Одерской и Берлинской наступательных операциях.Всего в 1942 - 1945 годах Владимир Елисеев совершил 256 боевых вылетов, в 67 воздушных боях сбил 14 самолётов врага лично и 7 - в группе. Самым успешным для летчика оказался последний боевой вылет 9 мая 1945 года в районе южнее Берлина. Тогда Елисеев в паре с ведомым обнаружил группу немецких истребителей, очевидно, пытавшихся перелететь на запад для сдачи в плен союзникам. В завязавшемся воздушном бою два советских летчика сбили 6 истребителей врага и благополучно вернулись на свой аэродром. Сам за время войны был сбит трижды, несколько раз ранен, но к счастью, все ранения были легкие.После войны Владимир Елисеев остался в армии. В 1945 - 1946 годах обучался на лётно-тактических курсах ВВС в Липецке, после их успешного окончания служил в истребительной авиации ВВС Южной группы войск (Румыния, Болгария). С 1947 года - инспектор истребительной авиационной дивизии по технике пилотирования в Дальневосточном военном округе.В 1950 году переведен на должность летчика-испытателя в Государственный Краснознаменный Научно-исследовательский институт ВВС, где служил до увольнения в запас в 1977 году. Там с 1950 года работал в Управлении испытаний моторов и топлив, с 1953 года в испытавал транспортные самолёты, с 1955 года - в Управлении спецслужб (специальные средства и посадочные устройства), с 1961 года - в 4-м Управлении (военно-транспортная и гражданская авиация). Провёл испытания по запуску двигателей МиГ-15, Миг-17 и Як-23, испытания по исследованию устойчивости двигателей при стрельбе, госиспытания Ми-6 на авторотации (1963; 2-й пилот), госиспытания Ка-25 (1965-1967) и Ми-24В (1971); участвовал в госиспытаниях Ми-6 (1962), В-12 (1969). Выполнил ряд испытательных работ на Ан-24, Ми-4, Ми-8, Ту-4, Ту-16. Успешно летал как на самолётах, так и на вертолетах, в частности испытывал противолодочный Ка-25 и один из самых распространенных боевых вертолетов Ми-24. Всего за период службы в НИИ ВВС освоил и испытал около 60 типов и модификаций самолетов, вертолетов и планеров.С 1977 года - в отставке. работал инженером в ОКБ П.О. Сухого.
Жил в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково) Московской области. В 1990-е годы было, наконец, реализовано написанное еще в 1945 году представление Елисеева к званию Героя.
За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Указом Президента Российской Федерации № 1331 от 6 сентября 1996 года полковнику авиации в отставке Елисееву Владимиру Степановичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда» (№345).
Умер 7 января 2003 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (участок 5).
Полковник (1956). Награжден 3 орденами Красного Знамени (8.06.1943, 6.08.1944, 16.06.1945), орденом Александра Невского (6.02.1945), орденом Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), 4 орденами Красной Звезды (30.01.1943, 30.12.1956, 16.10.1957, 27.04.1977), медалями, в том числе медалью «За боевые заслуги» (17.05.1951)."Заслуженный летчик-испытатель СССР" (17.08.1970).
Биография уточнена Андреем Симоновым (г.Жуковский Московской области)